В Сети постоянно появляются слухи, что западные производители автомобилей намерены вернуться на российский рынок. И это даже уже начало случаться. Так, корейский бренд SsangYong, который сейчас носит название KGM, объявил, что скоро начнет выпуск и продажу своей продукции в нашей стране. На уходящей неделе эксперт рассказал, возвращение каких марок еще стоит ожидать.
Издание kp.ru поговорило с вице-президентом Национального автомобильного союза Антоном Шапариным на эту тему. Но для начала стоит отметить, что поддерживать возвращение иностранных компаний на российский рынок правительство не намерено. Об этом заявил глава Минпромторга Антон Алиханов. Он назвал их возвращение нецелесообразным. Алиханов считает, что западные марки должны платить за свое поведение. Тем более, что после их ухода отечественная промышленность получила огромные возможности для развития. И отказываться от них никто не намерен. Об этом можно судить по показателям продаж моделей «АвтоВАЗа». Так, в 2021 году тольяттинский концерн реализовал 350 000 транспортных средств. К 2024 году эта цифра увеличилась до 436 000 машин. Доля рынка за это время выросла с 21 до 28 процентов. А производство взлетело до 525 000 автомобилей в год, хотя раньше оно составляло 304 000 единиц. В результате «АвтоВАЗ» стал серьезным игроком. Поэтому правительство вряд ли захочет ухудшать его позиции.
Также стоит напомнить о возрождении столичного предприятия «Москвич». Модели этой марки выпускают на столичном автозаводе, который ранее принадлежал компании Renault. При этом на днях глава французского бренда заявил, что не исключает в будущем выкуп своей доли в отечественном гиганте. А она, напомним, составляет 68 процентов. Это вполне вероятное развитие событий, так как российский рынок приносил Renault очень много денег. В 2022 году он стал вторым для компании по доходности после домашнего. Естественно, что против возвращения зарубежных брендов выступают китайские производители. Они серьезно укрепили свои позиции в нашей стране за последние годы. Сейчас их доля на рынке составляет около 60 процентов. И сдаваться без боя они точно не будут.
По мнению Антона Шапарина, попытаться вернуться на российский рынок могут корейские и японские марки. Для первых наша страна изначально была важной площадкой. Тот же Hyundai продавал в нашей стране до 10 процентов от всех выпущенных автомобилей. Поэтому и ушли корейские бренды одними из последних. Но возвращаться в Россию без возобновления или организации производства им бессмысленно. Это обусловлено сильно выросшим утилизационным сборов. Если допустить, что все санкции сняты, тот же Hyundai Solaris, если ввозить его из-за рубежа, будет стоить 2-2,5 млн рублей. За эти деньги его брать никто не будет. А при организации собственного производства цена машины составит около 1,5 млн рублей. То есть он сможет конкурировать с Lada Vesta.
Но выкупать свои заводы иностранным компаниям будет непросто. Некоторым придется строить их с нуля. Дополнительно придется выстраивать производственную цепочку, договариваться с местными поставщиками комплектующих и заново налаживать дилерскую сеть. Что касается европейских брендов, то, по мнению эксперта, они даже не будут пытаться вернуться в РФ. Большинству из них будет проще привозить собственные машины со своих китайских предприятий. В премиальном сегменте модели компаний BMW, Mercedes-Benz и Audi своих покупателей точно найдут. А вот в массовом им придется противостоять все тем же «китайцам». И последние при прочих равных все равно окажутся дешевле. Тем более, что китайские автомобили по качеству сборки уже не уступают европейским. Условные Geely произведены примерно из тех же компонентов, что и Skoda. Автор: Павел Афанасьев