Гаишник объяснил, как быть, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО2025-06-20 03:01АвтоновостиОСАГО
Каждый день в России происходят дорожно-транспортные происшествия, и среди них не редкость случаи, когда у виновника аварии отсутствует обязательный страховой полис ОСАГО. Такие ситуации особенно неприятны: пострадавший остается с разбитым автомобилем, нервами и туманными перспективами компенсации ущерба. Механизм, отлаженный в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности, в этом случае попросту не работает. Представитель ГАИ рассказал, что делать если у виновника ДТП нет обязательной страховки.
Прежде всего, необходимо понять, что отсутствие ОСАГО не освобождает виновного от ответственности. В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу другого лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, которое этот вред причинило. Проще говоря, если виновник аварии сэкономил на страховке, все расходы на ремонт чужого автомобиля он должен понести сам. Но чтобы добиться справедливости, пострадавшему предстоит пройти через несколько обязательных процедур. Первая из них — грамотная фиксация самого факта ДТП. Обязательно нужно вызвать ГИБДД, получить справку о происшествии, копию протокола и, по возможности, зафиксировать все на фото или видео: повреждения, дорожную обстановку, номера автомобилей, свидетелей. Любая мелочь может потом сыграть роль.
Если водитель, не имеющий полиса ОСАГО, готов идти навстречу и предложить компенсацию ущерба — это лучший вариант. Многие предпочитают решить вопрос лично, особенно если сумма ремонта невелика. В таком случае следует заключить расписку, где будет указана сумма, срок выплаты и подписи обеих сторон. Однако на практике все чаще встречаются случаи, когда виновник либо отказывается признавать свою ответственность, либо просто исчезает. Тогда следующим этапом становится проведение независимой экспертизы. Специалисты определяют объем повреждений и примерную стоимость восстановления автомобиля. Отчет эксперта — основной документ, к которому позже будет привязана вся претензионная и судебная работа. Стоимость экспертизы варьируется, но для автомобилей среднего класса она редко превышает 10–15 тысяч рублей.
Получив экспертное заключение, пострадавший составляет досудебную претензию. В ней необходимо четко описать обстоятельства аварии, указать на виновника, сослаться на нормы законодательства и приложить весь пакет документов — от протокола ГАИ до квитанций. Такая претензия отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Очень часто уже на этом этапе виновник осознает неизбежность судебного разбирательства и предпочитает договориться.
Но если ответа не последовало, либо отказ был принципиальным, остается только один путь — суд. Заявление подается в районный суд по месту жительства ответчика. Госпошлина, как правило, рассчитывается от суммы иска, но ее потом можно взыскать с проигравшей стороны. В суде важно предоставить как можно больше доказательств: помимо письменных документов, могут пригодиться свидетельские показания, записи с видеорегистратора, даже скриншоты переписки с виновником.
Такой процесс требует времени и усилий. Однако судебная практика показывает, что суды в подавляющем большинстве случаев становятся на сторону пострадавших. При наличии надлежащих доказательств и правильно оформленных документов вероятность положительного решения крайне высока. Более того, можно дополнительно взыскать с виновника компенсацию морального вреда и все судебные издержки. Тем не менее проблема остается системной: штраф за отсутствие ОСАГО по-прежнему мизерный — 800 рублей, и даже его можно сократить вдвое при своевременной оплате. Такая ситуация подталкивает многих нарушителей игнорировать требования закона. Автор: Ярослав Игнатьев